​Вадим Гребенюк: "Пойдем, поработаем в хоккей, мужики".

​Вадим Гребенюк: "Пойдем, поработаем в хоккей, мужики".

31 августа 2024

Наш сегодняшний собеседник доктор нашей команды. Человек, который всегда готов прийти на помощь, а также дать правильный совет любому представителю команды. Перед каждой игрой именно он говорит ребятам последние слова напутствия, когда те выходят на лед. Итак, представляем, Вадим Гребенюк.

- Несмотря на очень важную роль, о докторах мало пишут и рассказывают. Вы как-то остаетесь в тени, так что хотелось бы устранить этот пробел. Вадим Викторович, насколько сложная у вас работа?

- Помимо того, что ты являешься врачом спортивной медицины и лечебной физкультуры, ты очень часто сталкиваешься с проблемами у спортсменов, а также членов их семей, которые напрямую не связаны с этим направлением, а связаны со смежными профессиями - хирургия, кожные заболевания. То есть, приходится напрягаться, как говорится, вспоминать, что ты же врач, прежде всего, лечебное дело. Поэтому быть спортивным врачом, я бы сказал, очень благородная и, в то же время, не очень простая профессия.

- У каждого врача свой принцип работы. Я знаю ваших коллег, которые требуют игроков постоянно взвешиваться, а также мерить давление.

- Все нужно делать по необходимости. Да, каждый игрок должен следить за своим весом, но это не означает, что каждое утро необходимо идти к весам. Мы на постоянной связи с главным тренером и делаю то, что он просит. Во время этапов предсезонной подготовки существует несколько периодов, которые как начинались, так и завершались полным обследованием. И еще могу сказать, что у МХЛ есть медицинский регламент, где указано, что юниорам необходимо раз в неделю мерить артериальное давление и раз в месяц делать ЭКГ. В прошлом сезоне это касалось ребят 2007-го года рождения, сейчас в сезоне это будут делать те, кто родился на год позже, соответственно. Это своеобразный контроль и требования, которые выдвигаются в медицинском регламенте МХЛ. Я считаю, что это правильно, потому как нагрузки в МХЛ серьезнее, чем на юниорском уровне. А к здоровью любого человека нужно относиться серьезно и если состояние игрока выходит за пределы нормы, то необходимо сообщить врачу.

- Могли бы вспомнить самую тяжелую травму, с которой вы столкнулись на своем пути? Где, когда и кто это был?

- Начнем с того, что фамилию мы никогда не называем, когда говорим о травме игрока. Кроме того, мы никогда не говорим о конкретном диагнозе. Просто обозначаем часть тела – верхняя или нижняя.

Самое сложное было, самое неприятное это практически в начале работы в хоккее, скажем так. В то время, иногда матчи проводились зимой, на открытом воздухе.

Было очень холодно. И во время игры случилось неприятное, неудачное столкновение двух хоккеистов. Один из них при столкновении получает сотрясение мозга, происходит удар головы о лед и в итоге, рваное рассечение тканей лица. Он теряет сознание, нужно было мгновенно выбежать на лед, вовремя успеть оказать помощь. Плюс еще накладывается кровотечение. Ну вот здесь пришлось, скажем так, поработать. Слава Богу, что спортсмен и ныне в полном здравии находится. Могу сказать даже больше, что он еще и продолжает, пусть не профессионально, но не только заниматься хоккеем, а является отцом и мужем.

- Могли бы рассказать о своей карьере? Наверное, доведось поработать со многими выдающимися спортсменами?

- Начинал я карьеру спортивного врача именно в хоккее. Меня пригласили работать в школу ярославского "Торпедо". Начал работать с игроками 1985 года рождения. С ними же я пришел в сборную до 16 лет. В этой команде мне удалось встретиться с такими выдающимися игроками, как Александр Овечкин и Евгений Малкин, который, несмотря на то, что 1986 года, но привлекался в команду над год старше, с Александром Радуловым. Потом была сборная ребят 1988 года рождения. После этого был приглашен работать главным врачом национальной женской сборной России. После этого я работал в Ярославле, в медицинском центре. Там проходили восстановление хоккеисты, футболисты, волейболисты. То есть это игроки топовых команд Ярославля. В 2011 году меня пригласили поработать в Олимпийской сборной по шорт-треку. И там я трудился до 2017 года. Вместе с ребятами, с девчонками был на Олимпиаде 2014 года в Сочи. Удалось поработать с этими выдающимися олимпийскими чемпионами, как Виктор Ан, Владимир Григорьев, Руслан Захаров, Семен Елистратов, с абсолютной чемпионкой Европы Татьяной Бородулиной, которая входила в состав этой сборной. А в 2017 году поступило предложение от Федерации Хоккея России вернуться в хоккей, чем я и воспользовался. Начал работать с ребятами 2001 года рождения и в 2019 году мы завоевали серебряные медали на юниорском чемпионате мира. Потом работал со сборной 2004 года рождения. И в той, и в другой сборной был прекрасный тренерский штаб, возглавляемый Владимиром Викторовичем Филатовым. Затем меня назначили главным врачом национальной женской сборной, которой я занимаюсь и сейчас. А с 2023 года я являюсь врачом команды "СКА-Юниор".

- С кем легче работать с юниорами, опытными игроками или девушками?

- Везде есть свои особенности. Когда работаешь с юниорами, чувствуешь себя не только врачом, но и наставником. Нужно своим примером учить порой их уму-разуму. Когда работаешь с взрослыми игроками, нужно понимать, что это совершенно другой уровень.

Эти ребята уже многого добились в своей карьере. С девушками работать и сложно, и в то же время интересно. Как ни странно, девчонки, также как и мужики, бросаются под шайбу, получают синяки, травмы, терпят. Играют в этот непростой, травмоопасный и жесткий вид спорта по названием "хоккей". С ними немного по-другому себя ведешь, потому как это девушки. Для меня самое главное, чтобы они не только получили удовольствие от игры в хоккей, но в будущем стали здоровыми, порядочными мамами, чтобы у них все было бы хорошо с здоровьем и были полноценные здоровые семьи.

- Часто вам звонят родители игроков, интересутся здоровьем своего сына, дочери, просят совета?

- Я прекрасно понимаю родителей, потому как сам являюсь отцом. Всегда готов с ними пообщаться, помочь. Скажу, что за свою более, чем 25-летнюю карьеру в медицине я ни разу не сталкивался с тем, чтобы родители учили меня как лечить, как восстанавливать игрока, за что им большое спасибо.

- Правда говорят, что нет игроков, кто бы за игру не получил какой-либо микротравмы, синяка, ссадины?

- Хоккей - это контактный вид спорта, в него играют только смелые люди, которые не боятся лечь под шайбу, блокировать броски, поучаствовать в силовой борьбе. Да, бывает больно, но они терпят, хотя "прилететь" клюшкой или шабой может очень неприятно. Девчонок я уважаю, что не побоялись пойти в такой жесткий, мужской вид спорта.

- Можете назвать самого самоотверженного игрока?

- Я уже давно сделал для себя такой вывод, что я могу назвать самоотверженными всех девчонок кто играет в хоккей, потому что выбрать такую профессию дорогого стоит. А по юношам и по мужчинам я никогда не сталкивался с трусами, никто никогда не филонил, не отворачивался от шайбы. Все, с кем мне доводилось работать - самоотверженные и сильные духом спортсмены.

- Какое максимальное количество раз за матч приходиось выбегать на лед?

- Бывает по - разному, то ни разу за несколько игр не выходишь, то в одном матче по 5-6, а то и по 10 раз. Чаще всего, приходилось выбегать на лед во время игр Кубка Вызова, куда мы ездили со сборной России. С канадцами всегда были жесткие игры. На сборную России всегда настриваются особенно и никто никогда не хочет уступать. Поэтому эти игры зачастую жесткие, с травмами. Самое противное, когда команда играет не жестко, а грубо, грязно. Это ведет к травмам. А вообще, я всегда вовсеоружии. Когда нужно оказать помощь - всегда помогу.

- Многие игроки и тренеры разных команд дружат общаются между собой. У врачей также?

- Медицинское спортивное сообщество довольно дружное. Мы многие друг друга знаем, общаемся на семинарах, конференциях.

Мы врачи, обмениваемся опытом. Нужно общаться, помогать друг другу. Во время выезда, в чужом городе может случиться какое-то непредвиденное обстоятельство, какая-то травма, а тебе будет не к кому обратиться. Поэтому мы очень часто между собой общаемся и помогаем. И я считаю что это нормально. Конечно, мы не выдаем друг другу секреты, связанные со своей командой, клубом.

- Как часто приходится общаться с главным тренером? После каждой игры обсуждаете степень травмы того или иного игрока?

- Мы с ним общаемся каждый день. Утром мы часто пересекаемся на завтраке и к этму моменту я уже знаю и понимаю все о состоянии игроков нашей команды. Я докладываю ему о тех, кто травмирован, кто выздоравливает, кто может приступить к тренировкам по индивидуальному плану, кто может вернуться в основную группу. С главным тренером постоянно на связи. После игр обязательно докладываю главному тренеру о том, насколько были серьезные травмы, если они были. Или же это рабочие моменты синяки и шишки, на которые можно не заострять внимание. Тренер отвечает за тренировочный процесс и он всегда должен знать информацию по всем игрокам.

- Бывали случаи, что после травмы игрок, не восстановившись окончательно, рвется на лед?

- Так часто бывает, но существуют определенные этапы восстановления после той или иной травмы. Мы стараемся по возможности не форсировать эти события.

- Бывало такое, что кто-то играл с полусломанным пальцем?

- Хоккей - это игра самых самоотверженных людей. Нередко спортсмены играют с растяжением, с трещинами, переломами. Особенно, подобное часто встречается в плей-офф.

- По окончании сезона, перед уходом в отпуск проводите беседы с игроками, как правильно питаться, чтобы не набрать лишний вес в летний период?

- Мы об этом разговариваем очень часто и по ходу сезона. Правильное питание очень важно. Я всегда спортсменам говорю, что лучше не переесть во время отпуска, чтобы потом во время предсезонки не пытаться сбросить лишние килограммы. Нужно стараться держать себя в форме во время отпуска.

- Что необходимо есть, и что, в свою очередь, нужно избегать?

- По питанию спортсменов я могу провести целую лекцию, в одном интервью все всё равно не рассказать. Могу сказать, что в нашем клубе очень серьезно ведется политика правильного питания.

- Можете назвать свое любимое блюдо?

- Паста карбонара. Но ее тоже нельзя есть 7 дней и 24 часа в сутки. А вообще, правильное питание - это отчасти залог успеха, так что выдавать секреты я не буду. Еще раз повторюсь, в нашем клубе правильному питанию уделяется огромное внимание.

- Вам доводилось оказывать помощь во время поездок - в самолетах, поездах?

- Конечно же, за больше чем 25 лет работы в медицине, не только в спортивной, мне приходилось неоднократно спасать обычных людей. Сначала советских, теперь российских. И в самолетах, и в поездах. Я считаю своим долгом обязательно примчаться на помощь. Несколько раз останавливал машину, когда авария была на дорогах. Это правильно, может быть не все понимают такую вещь, что я начинал учиться и заканчивал в советской школе, советской медицины, где профессия врача была очень ответственная, и врачи одни из первых всегда спешили на помощь тем, кому было тяжело, плохо. Я по сей день продолжаю это делать. В прошлом году при полете на Сахалин, при полете обратно из Владивостока в Москву с командой приходилось оказывать помощь.

- Что случилось с пассажиром во время полета на Сахалин?

- Помог бойцу СВО после ранения, у которого была полосная операция, и он ехал в отпуск домой на восстановление. И ввиду того, что операция была полостная, он не кушал. И дал гипогликемию, то есть снижение уровня глюкозы в крови, тем самым понизилось артериальное давление, и плохо себя очень чувствовал. Нужно было дифференцировать это состояние, проверить содержание уровня сахара в крови, которое было очень низким. Ситуация была непростая и даже стоял вопрос о посадке самолета в Красноярске. Но своими силами, как говорится, справились. И продолжили путь, причем, по прилету в Южно-Сахалинске даже не встречала скорая помощь. Но это так, если очень коротко. Обычно мы не говорим и диагнозы, и все остальное, это ни к чему, это закрытая тема.

- У популярного комментатора Виктора Гусева козырная фраза "Берегите себя", а у вас "Пойдем поработаем в хоккей, мужики». Откуда она появилась?

- Она родилась совершенно спонтанно. Ребята, довольно-таки еще молодые, начинают познавать все азы вот этой вот хоккейной профессии. Поэтому я и говорю, что профессия - пойдемте поработаем. Их нужно в этот момент подбодрить. И сказать, что это такое, что их немножко отвлечет от этого состояния накрученности. Но это только первая часть фразы, которую я говорю им. Вторая часть фразы, она приходит все время спонтанно, она приходит в голову на момент того места, где мы проводим игру, может быть какого-то события, произошедшего в команде. Я стараюсь каждый раз не повторяться, придумывать что-то новое. Ребятам это нравится, это их заводит в плане настроя на игру и раскрепощает. Они с еще большим интересом выходят на игру, потому что они каждый раз ждут, что же доктор скажет. Я заметил, что у них даже пропадает мандраж.